Баннер-1

Михаил Кузнецов: Кружковая работа – это некое подобие пионерской организации

Нет комментариев

На прошедшей XX Международной астрономической олимпиаде в Казани, участие в которой принимало 13 стран, трое жуковчан – Даниил Долгов (Гимназия №1), Борис Билич (Лицей №14) и Алексей Шепелев (Лицей №14) – стали победителями в личном зачете. Объединяет этих ребят уникальный педагог, руководитель астрономического кружка, сотрудник Государственного астрономического института при МГУ Михаил Кузнецов, с которым мы поговорили об уровне знаний астрономии российских школьников, проблемах в системе образования и попытались разобраться, в чем же секрет успеха его учеников.

— Михаил, расскажите, как вам на протяжении многих лет регулярно удается добиваться таких результатов на международных олимпиадах?

Для начала нужно несколько слов сказать о системе отбора. Он достаточно серьезный. Сначала школьный этап олимпиады, где выбираются лучшие на городской этап. С городского – на областной, затем на всероссийский. После всероссийского этапа, в котором бывает 40-50 победителей и призеров, ребята приглашаются на специальные сборы, где отбирается команда из пяти человек. Причем, пять человек – это всего, и старшая и младшая группа.

И, вот, уже который год, наши ребята попадают в число лучших школьников страны. Пройти такой многоступенчатый отбор и войти в команду – это, конечно, очень большое достижение.

Есть несколько факторов, которые влияют на успешную подготовку. Во-первых, у ребят есть увлечение, которое они развивают, и я всячески это поддерживаю. Им интересен космос, астрономия. И все, в чем только можно, мы участвуем. Мы участвовали в инженерных играх по запуску виртуальных космических кораблей «Орбита», в специализированных региональных астрономических конференциях, ездим в планетарий, в обсерватории, участвуем еще в двух внесистемных олимпиадах – старейшей в мире Московской астрономической олимпиаде и Санкт-Петербургской астрономической олимпиаде. Там наши школьники тоже достаточно успешно выступают. Эти олимпиады хороши тем, что показывают уровень всех остальных школьников, есть возможность встретиться с конкурентами.

Ну и, конечно же, подготовка: ребята много читают, занимаются. Даже сейчас, когда вы к нам пришли, кто-то решал задания прошлых городских олимпиад, кто-то из младших ребят смотрел фильм по астрономии.

Кроме того, в рамках нашего кружка уже пятый год проводится турнир «Астрономическое первенство», где каждый школьник обязан провести этап. То есть, придумать задачи, и, как ведущий, провести и оценить такую игру на 2,5-3 часа. Там достаточно сложные правила, которые они сами устанавливали, согласовывали. Сделано это было старшими, уже выпустившимися кружковцами. Такие первенства проходят в среднем раз в месяц, по этапу, и вот так, на протяжении всего года, имея уже большой опыт составления и решения задач, мы готовимся к апрельской Всероссийской олимпиаде.

Более того, один из наших старших кружковцев, Алексей Шепелев, которому помогали уже выпустившиеся ребята из Московской областной команды, сделал задачник, который мы планируем издать. Это серьезная методическая книга с задачами и решениями на 360 страниц. По уровню многие задачи сравнимы с задачами международных олимпиад.

Хотелось бы, конечно, делать еще больше мероприятий, но на это уже просто физически не хватает сил.

— Насколько я знаю, те ребята, которые побеждают в олимпиадах по астрономии, прекрасно показывают себя и в олимпиадах по другим предметам…

Мы как-то прикидывали: примерно 30% муниципальных мест по всем предметам – это ребята из нашего кружка. Если не больше. Так что это достаточно разносторонние школьники. Я в них поддерживаю любой интерес, если он есть. И они всячески развиваются, в первую очередь, через космическое направление, становятся достаточно успешными. Не всем, конечно, удается достичь слишком высоких результатов, но всегда есть такие люди, которые «выстреливают». И они, что важно, очень друг друга поддерживают, старшие помогают младшим, у нас так принято. Кружковая работа, в общем-то, такой и должна быть. Это если не замена, то некое подобие пионерской организации. Более того, когда они становятся в роль педагога, они сами по-другому переваривают предмет, у них в голове формируется некий порядок. И, что тоже очень важно, они начинают иначе относиться к своим учителям и, соответственно, к предметам: чувствуют, что люди хотят им что-то рассказать, помочь, и это, в конечном итоге, влияет на то, как они учатся.

— Вы упомянули, что ребята много ездят и видят общий российский уровень. Хочется понять, это уровень знаний по астрономии в стране такой низкий, или наши ребята настолько хороши, что регулярно оказываются в числе победителей престижных олимпиад?

Здесь два фактора. Предмет «Астрономия» убрали из школ в 2003-м году, тогда же полностью уничтожили систему подготовку педагогических кадров. Сегодня то же самое происходит с физиками: их объединяют в одну кафедру с математиками и информатиками. Естественно, качество подготовки страдает, что, в конечном итоге, приведет к падению уровня физики, а, затем, и математики, поскольку все это взаимосвязано. Астрономия живет на стыке этих двух наук, поскольку и физика, и математика там используются. Есть, конечно, нюансы, но наши ребята всегда хорошо знают и физику, и математику. Они вынуждены их знать, чтобы решать задачи. Так вот, в стране фактически остались отдельные педагоги, большинство из которых уже в серьезном возрасте, и научные школы, где ребят готовят по специальности «Астрономия». А таких всего четыре: В Казани, Санкт-Петербурге, Москве, ну и еще, может быть, в Иркутске. Сильно помогают астроклубы, объединения любителей астрономии, но, естественно, напрямую с детьми они не занимаются, это не входит в их задачи.

Получается, что в стране, где раньше было 18 кафедр, которые готовили педагогов физиков-астрономов, от астрономии остался некий скелет. Естественно, что на этом уровне произошло колоссальное падение астрономических знаний. И мы сегодня можем убедиться, насколько смешно и трагично это выглядит. Когда страна, которая запустила первый спутник, стала основоположником современной космонавтики, не имеет ни инженеров, ни грамотных людей, связанных с этой дисциплиной и с этим разделом. А, как я уже много раз говорил, освоение космоса с коммерческой точки зрения сейчас главная стратегическая задача для любого государства. И то государство, которое первое это сделает, обеспечит себе лидерство на многие десятилетия, если не столетия вперед. Те дети, которые сейчас этим будут заниматься, пойдут в эту отрасль, – а в своих школьниках я уверен, они станут ведущими инженерами, учеными, коммерсантами от космоса, – будут двигать это дело вперед. Часть моих выпускников поступили в астрономические институты: кто в Санкт-Петербург, кто в Москву.

— Они хотят связать свою жизнь именно с наукой?

Да, они целенаправленно пошли в науку. Ребята хорошо учатся, стараются развиваться.

И, главное, как я изначально и планировал, этот процесс стал зацикленным. Надеюсь, что и на следующих олимпиадах мы хорошо выступим. Но, несмотря на все успехи, о которых я рассказал, еще есть над чем работать.

— А мечта есть какая-то? Есть еще что выигрывать?

Мы можем обеспечить треть всех мест на Всероссийской олимпиаде. Но это, конечно, пока далекие планы.

— Правильно ли я понимаю, что прошедшая олимпиада в Казани – одна из самых престижных в мире?

Международных олимпиад существует всего семь, одна из них – по астрономии, поддерживаемая Международным астрономическим союзом. Есть еще олимпиада по астрономии и астрофизике, но для наших школьников она гораздо труднее. Дело в том, что если в международной астрономической олимпиаде задания делятся на старшую и младшую группу, поскольку она родом из Советского союза и рассчитана на нашу систему, а, значит, более либеральна к нашим ребятам, то в олимпиаде по астрономии и астрофизике, где больше физических задач, нет деления на возраст. А во многих странах учатся по 12 и даже 13 лет, и многие их школьники гораздо старше наших детей. Но, несмотря на это, в этом году мы привезли оттуда первое в истории России «золото», это очень серьезный результат. Школьник из Саранска, который его завоевал, конечно, совершенно выдающийся, замечательный парень. Он за свои золотые медали получил уже две государственные награды.

— Можно с каждым годом завоевывать все больше призовых мест, но есть ли олимпиады выше статусом, где нам можно было бы показать себя?

В Солнечной системе пока больше нет других государств, так что – увы (смеется).

Но мы идем по другому пути. В этом году организовали первую выездную экспедицию в горы Адыгеи для наблюдения космоса, возили наш большой телескоп. Я когда-то сам, будучи московским кружковцем, ездил в эти места. Привезли оттуда фотографий на 250 гигабайт.

Ездили на максимум метеорных потоков, августовский звездопад, который в этом году совпал с отсутствием Луны. Не все, к сожалению, смогли, потому что ездили за свой счет, но все-таки выехать удалось.

Так что большое внимание стараемся уделять именно наблюдениям. В нашей местности в связи с погодой и засветкой, с этим, правда, очень плохо. Надеемся на работу с планетарием, который нам обещали. Речь, конечно, не о большом стационарном планетарии, а о надувном. Но, тем не менее, если он у нас появится, то это уже очень серьезная помощь.

Хотя, конечно, лучше всего – больше интересной работы с настоящим звездным небом. И, конечно, больше ребят. Сейчас у нас в кружке занимаются учащиеся из Гимназии №1, 14-го Лицея, из 13 и 15-й школ, даже из Раменского приезжают. Всего порядка 50 человек.

— Понятно, что ребята у нас очень талантливые и трудолюбивые. Но без грамотной педагогической работы таких результатов вряд ли удалось бы добиться. Раскройте секрет, у вас есть какая-то особая программа?

Астрономия – это мой профессиональный род деятельности, поэтому я хорошо знаю то, о чем мы с ними разговариваем. У меня есть собственная обсерватория, которую мы тоже используем, наблюдаем на ней. Делаем выезды, что, конечно, требует довольно серьезных усилий, отнимает у меня семейное время, и т.д. На энтузиазме очень помогают выпускники. Эта система, конечно, строилась во многом на интуитивных вещах, но сегодня программа, безусловно, есть.

Реплика

Автор

Реплика

Читайте также

Похожие Записи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =