Баннер-1

Константин Давыдкин: Документальный фильм – это окно в другую реальность

Нет комментариев

20 сентября в 17.00 фильмом «Коктебельские камешки» в большом зале жуковского Дворца Культуры откроется второй сезон киноклуба Доккино.клуб. Об идее и истории создания киноклуба, а также о грядущих показах «Реплика» побеседовала с организатором и руководителем Доккино.клуб, режиссером документального кино и членом гильдии неигрового кино и ТВ Константином Давыдкиным.

— Константин, расскажите, как появился ваш киноклуб, какие фильмы показываете, и кто ваша публика?

Идея показывать в Жуковском хорошее документальное кино появилась у нас давно. Обращались в администрацию, где нас принял и поддержал глава города Андрей Войтюк. Проблема заключалась в том, что в Жуковском для этого не было подходящей площадки, ведь мы хотим показывать кино на большом экране, в хорошем зале и с хорошим звуком. Я считаю это важным, ведь телевизор есть дома у каждого, а кино, все-таки, нужно смотреть в кинотеатре или, по крайней мере, в условиях приближенных к хорошему кинотеатру. Только тогда можно в полной мере насладиться картиной. И, вот, в конце 2014 года, когда в ДК появился хороший проектор, мы смогли договориться, чтобы нас пустили в большой зал.

Свою работу киноклуб начал 17 декабря 2014 года, когда у нас состоялся первый показ. Дополнительным стимулом к его открытию, помимо нашего желания, была так называемая «Программа 29», организованная Гильдией неигрового кино и ТВ при поддержке Министерства культуры РФ. Дело в том, что в России ежегодно снимается множество игровых и неигровых фильмов, но реалии нашей жизни таковы, что они редко доходят до широкой аудитории. Проката такого кино просто не существует. Все мы знаем репертуар наших кинотеатров, и все мы знаем какие фильмы там идут. Это крупные картины, рассчитанные на прокат и на зарабатывание денег.

Жуковчане, как мы считаем, достойны того, чтобы смотреть хорошее кино.  Город у нас с давними интеллигентскими традициями, не зря ведь он называется наукоград. Здесь есть хорошая публика, которая способна воспринимать продукт отличный от телевизионного формата. И, в общем-то, наши ожидания оправдались: к нам приходит внимательный зритель, способный смотреть фильм, воспринимать его. Это стало понятно после первого же показа, и, безусловно, нас это окрылило. Конечно, это не массовая аудитория. Наш зритель – люди среднего и старшего возраста, молодежи не много, но, в общем-то, это и понятно. У молодежи какие-то другие интересы, другие каналы получения информации. Это нормально.

— Сколько фильмов вы уже показали? О чем они были? Хочется понять, есть ли у вас какая-то общая тематика.

Общей темы нет. Главный критерий, чтобы фильм был хорошим. Но я полагаюсь не только на какие-то свои впечатления, но и на фестивальную историю ленты. Это тоже критерий качества.

В прошлом сезоне мы показали шесть фильмов. Была, к примеру, картина о жизни монастыря изнутри. С одной стороны – православная тема; с другой – это все-таки фильм о человеческих судьбах. Был фильм об одном из поселений на Шпицбергене, о том, как непросто людям там жить и работать. Или прекрасный фильм о мальчике Линар, который перенес трансплантацию сердца в Италии. Был белорусский фильм «Перекресток» о судьбе художника, который волею случая оказался на улице, но не опустился, не спился, а продолжает рисовать, творить, живя где придется, ночуя на улице. Фильм о стойкости духа. Или, к примеру, фильм «Последний лимузин» – трогательная и берущая за душу картина о том, как умирал завод «ЗИЛ», о том, как он доживал свои последние дни.

Не люблю всякой зауми, чистого самовыражения. Я, все-таки, скорее сторонник зрительского кино, а не оголтело авторского. Не люблю артхаус. Не будет фильмов про Майдан и на тему ЛГБТ. Эти два направления сейчас в тренде, но я этого не люблю и не понимаю, и, соответственно, показывать не буду. Мне интересны портреты, человеческие истории. И вообще я считаю, что документальное кино, как говорят очень многие документалисты, – это способ познания мира. Документальный фильм – это окно в другую реальность: как люди там живут, какие у них проблемы. Это жанр, незаслуженно оставшийся в стороне, но необходимый для интеллектуального развития не меньше, чем музыка, живопись, фотография, и другие виды искусств. Он заставляет человека думать и чувствовать.

В этом году мы покажем восемь фильмов: они будут идти раз в месяц по воскресеньям. График показов уже утвержден, и мы всех приглашаем в ДК.

— Это ведь совершенно бесплатно?

Да, конечно. Если говорить о деньгах, то, скорее всего, иначе и не получится. Практика большинства российских киноклубов такова, что подобные мероприятия могут проводиться только на энтузиазме. Как, собственно, это происходит и у нас.

— На показы вы приглашаете и авторов фильмов. Для чего это, на ваш взгляд, нужно им?

Документалисты – люди не избалованные зрительским вниманием. В лучшем случае режиссер сможет показать свой фильм на телевидении, это большое дело, а, как правило, фильмы проходят только в рамках фестивалей, которые имеют свою достаточно ограниченную аудиторию. Знаю по себе, как режиссер, что значит присутствовать на показе фильма и вживую общаться со зрителем. Когда ты чувствуешь, как зал воспринимает твой фильм. И интересно, конечно, общаться со зрителями после просмотра. Ты проверяешь насколько ты смог донести свою мысль. Подобная обратная связь – это, как минимум, познавательно, и очень интересно.

— И ведь это очень серьезные режиссеры, лучшие из лучших. И у наших жителей есть возможность пообщаться с ними, задать вопросы…

Мы, как я уже говорил, стараемся выбирать успешные фильмы, которые имеют хорошую фестивальную историю, которые прошли на крупнейших российских и зарубежных фестивалях. Это действительно сливки того, что снимается в России сегодня. Стараемся показывать актуальные фильмы, а не доставать с полки запыленные картины. Эти авторы – люди широко известные в узких кругах. По той же простой причине, что нет широкого проката их работ.

— У вас просто есть на них выходы напрямую, поскольку вы сами в этой профессии?

Да, это сообщество достаточно тесное, все друг друга знают, если и не лично, то через одного человека. С помощью интернета мы поддерживаем отношения, общаемся, знаем, у кого что происходит.

— Давайте тогда поговорим о фильме, которым откроется новый сезон.

Открываем сезон прекрасным фильмом Андрея Осипова «Коктебельские камешки». Фильм, в общем-то, о Крыме. Один из его главных героев – Максимилиан Волошин, и фильм касается темы поэтов Серебряного века. Не побоюсь признаться: я совершенно не знаком с творчеством Волошина, и слабо ориентируюсь в поэзии Серебряного века, то есть тема мне не близка. Но своим мастерством авторы буквально втянули меня в этот мир. Там настолько интересная ткань повествования, так это все сильно сделано, что зритель невольно вовлекается. Это и есть признак хорошего фильма – когда ты вовлекаешься в тему, которая тебе не знакома, и начинаешь в ней жить, погружаться в фильм.

— Это фильм о поэзии, о полуострове, но, насколько я понимаю, совсем не о политике и не о событиях последних лет?

Он вне политики, совершенно точно. Это очень поэтичный взгляд на Крым глазами людей, живших там в начале 20-го века. Это взгляд оттуда, сквозь призму времени. Он очень визуален, красиво снят, и абсолютно не зануден, не дидактичен.

Фильм «Коктебельские камешки» можно посмотреть в жуковском Дворце Культуры уже в это воскресенье 20 сентября. Начало в 17.00. Вход свободный.

Сайт проекта Доккино.клуб

Реплика

Автор

Реплика

Читайте также

Похожие Записи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 18 =