Баннер-1

Дмитрий Орлов: В 2013-м году поисковый отряд «Александр Невский» обнаружил в Калужской области обломки истребителя Як-1

Нет комментариев

В 2013-м году поисковый отряд «Александр Невский» из города Людиново Калужской области обнаружил обломки истребителя Як-1. Разбился самолет в первой половине Великой Отечественной войны. Поисковики сделали пробный шурф (сделали срез грунта) и обнаружили костные останки пилота. Из СМИ они знали, что есть в России официальный поисковый отряд «Раритет», который занимается поиском и подъёмом самолётов ВОВ. Ребята обратились к нам, и мы отправились в экспедицию в село Букань, помогли поднять двигатель, прочитать номера, а в дальнейшем установить и имя погибшего пилота.

 

Подъем самолета

Работы по подъёму обломков истребителя Як-1 проводили три подразделения: поисковый отряд «Александр Невский», жуковский внедорожный клуб «ZHUK4x4» и поисково-технический отряд «Раритет».

Замечу, что главное в любой поисковой экспедиции не слаженность действий отдельных участников и подразделений, а номера, обычные наборы цифр на ржавых, искорёженных обломках самолёта. У солдата есть смертный медальон, который может сохраниться и вытащить из небытия человека. Конечно, не воскресить в буквальном смысле, но вернуть бойца к людям. Чтобы человек не считался без вести пропавшим, и продолжал жить в памяти своих внуков и правнуков. Поэтому цели и задачи данной «работы в полях» были выполнены. Нам удалось найти номера на блоке двигателя самолёта. Их оказалось целых два! Это «121-913 Ж» и «121-305».

Два номера двигателя…

Знаем, что такая ситуация не редкость – насколько нам известно, были и еще подобные случаи с двумя номерами.

Наши поиски зашли в тупик, и мы пытались понять, где и, что мы сделали не так. Для начала решили предположить, что эти два номера («121-913 Ж» и «121-305») не являются истинными номерами двигателя. Люди, более сведущие в маркировке двигателей М-105 (именно эти двигатели и их модификации ставились на истребители Як-1) подсказали, что существует восемь мест дублирования номера. Поэтому мы попросили ребят из поискового отряда «Александр Невский» сделать выкладку обломков двигателя и основательно зачистить обломки в определённых местах.

И вот, что получилось… Мы увидели номер, который по всем параметрам походил на номер двигателя М-105 и был продублирован несколько раз отчётливо и без каких-либо ошибок. Это: «121-1305».

Мы также знали, что самолёт упал на той территории, где била фашистов 16-я армия (со второй половины января 1942 г. до мая 1943 г. вела оборонительные и наступательные бои на жиздринском направлении).

Всем миром мы смогли установить, что данный самолёт принадлежал 516 ИАП 203 ИАД. Даже удалось предположительно сузить круг поиска до пяти фамилий лётчиков, что не вернулись с боевого задания летом 1942 года.

Двигатель самолета

Двигатель самолета

Камера самолета и элемент крепления парашюта летчика

Камера самолета и элемент крепления парашюта летчика

 

Личность летчика

Нам нужно было документальное подтверждение из ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны РФ – прим.). Фонд 516 ИАП оказался пуст, а фонд 203 ИАД за интересующий нас период в архиве просто отсутствует и причина недостачи документов не указана. К сожалению, пока тупик. Осталась надежда, что где-то в других документах была продублирована интересующая нас информация.

Руководством местной администрации, органов внутренних дел и поискового отряда «Александр Невский» было принято решение о захоронении данного лётчика на территории мемориального комплекса в селе Букань, как безымянного.

Поисковый отряд «Раритет» провёл посильные реставрационные работы лопасти данного самолёта и подготовил её к установке в виде памятного знака на месте захоронения лётчика. Мы уже устанавливали подобные памятные знаки на местах упокоения советских пилотов.

Переписка с архивом не принесла результатов, да и при работе в ЦАМО нам не удалось увидеть документы, описывающие боевой путь 203 ИАД с 06.02.42-12.11.42 гг. 203 ИАД приказом НКО СССР №016 от 05.02.44 г. преобразована в 12-ю гвардейскую истребительную Знаменскую Краснознаменную ордена Богдана Хмельницкого авиационную дивизию (516 ИАП преобразован в 153-й Гв.ИАП) . Поэтому в архиве вместо 203 ИАД нужно было искать 12 Гв.ИАД. Вот реквизиты документов, доступ к которым закрыт на сегодняшний день: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.4 – «Книга учета боевых и небоевых потерь личного состава и техники дивизии», 06.02.42-12.11.42, 45 листов, коробка 10157». Именно в этих документах отображена интересующая нас информация. Сотрудник ЦАМО, по ряду причин пожелавший остаться неизвестным, поведал, что данные документы были изъяты из архива ещё после войны для поиска самолёта Леонида Хрущёва, сына Никиты Сергеевича Хрущёва. После поисков места падения самолёта Леонида Хрущёва нужные нам документы в ЦАМО не вернулись. Такова версия работника архива, подтвердить или опровергнуть которую не представляется возможным.

В надежде, что искомые нами документы всё-таки находятся в ЦАМО, мною было написано письмо начальнику ЦАМО Игорю Пермякову. Но, похоже, что искомых нами документов в архиве действительно нет. А информация, которую нам сообщил Игорь Альбертович, и так была известна.

Проанализировав данные из документов ЦАМО и других архивов, находящихся в открытом и закрытом доступе, ещё раз детально изучив место падения самолёта и прилегающую к нему местность, а также вышеуказанный район и хронологию боевых действий в годы ВОВ, мы пришли к выводу, что поднятый нами пилот – Павел Владимирович Маслов, лётчик 516-ого ИАП (153-й Гв.ИАП) 203-й ИАД (12 Гв.ИАД).

Подтверждение предположений о личности пилота

Теперь про документы, которыми мы располагаем на данный момент.

В начале поисковых мероприятий нам удалось обнаружить документ ЦАМО №19223 «Потери 203 ИАД» за июль 1942 года. В этом документе сказано, что Павел Владимирович Маслов не вернулся с боевого задания и похоронен в Орловской области, Жиздринском районе, в деревне Катовичи.

Позже мы нашли еще один документ ЦАМО №18076 «Потери 203 ИАД 516 ИАП» с 20 по 29 июля. В нем также сказано, что Павел Владимирович Маслов не вернулся с боевого задания, но место его захоронения неизвестно.

В ответе из архива ссылаются на «Книгу учёта безвозвратных потерь за 1941-47гг.» и «Журнал лётных происшествий», где обязаны быть указаны данные о местах захоронения погибших пилотов, если таковые имеются. «Книга учёта безвозвратных потерь за 1941-47гг.» велась до 1947 года и в дивизии не знали точного места гибели пилота и места его захоронения. Маслов П.В. числился не вернувшимся с боевого задания. Поэтому в документе (Документ №19223 — Потери 203 ИАД 516 ИАП за 1942-й год), где указано, что Маслов П.В. похоронен в Орловской области, Жиздринском районе, в деревне Катовичи – просто ошибка. Иначе данная информация должна была быть продублирована и в других документах. Это всё-таки военные документы.

Возможно, пролить свет на происходящее летом 1942 года смогли бы документы ЦАМО: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.4 – «Книга учета боевых и не боевых потерь личного состава и техники дивизии», 06.02.42-12.11.42, 45 листов, коробка 10157». Но, в ЦАМО по факту в наличии только: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.5 – «Книга учета боевых и не боевых потерь личного состава и техники дивизии», 14.11.42-31.12.43, 53 листа, коробка 10157». В них всё аккуратно разграфлено – дата, пилот, номер самолета – но, увы, с 14 ноября 1942 года. Как писалось выше, поднятый нами борт сбит летом 1942 года. По месту нахождения данных документов начальник архива Игорь Пермяков ничего вразумительного сказать не может. Но кое-что нам все же удалось выяснить.

Найденный нами в 2013 году самолёт Як-1 был сильно разрушен в результате падения и горения. Бортовой номер обнаружить не удалось. Вместе с двигателем найдены костные останки, фрагменты обмундирования и сапог, детали парашюта. Среди прочего, также была обнаружена лицевая часть обложки комсомольского билета. Сам комсомольский билет сгорел и не является читабельным. Было бы наивно полагать, что в огне, где плавился алюминиевый двигатель самолёта, уцелела бумажная комсомольская книжка. Но лицевая часть обложки каким-то чудом не сгорела полностью. О данной находке умышленно не сообщалось, чтобы не делать привязку к тому, был ли пилот комсомольцем, коммунистом или беспартийным.  Поиски могли зайти в тупик из-за личных догадок или предположений не подтверждённых документально.

Обгоревшая лицевая часть обложки комсомольского билета

Обгоревшая лицевая часть обложки комсомольского билета

 

«Почему вы думаете, что в данном самолёте не вернулся с боевого задания именно П.В. Маслов?» У Вас возник такой вопрос? Вы совершенно правы, если это заметили. Прямых доказательств нет. И пока ЦАМО не найдёт в своей неразберихе документы: «ф. 12 Гв.ИАД, оп.2, д.4 – «Книга учета боевых и небоевых потерь личного состава и техники дивизии», 06.02.42-12.11.42, 45 листов, коробка 10157», шансов быть на 100% уверенными у нас не будет. А наша 95% уверенность заключается в том, что Павел Владимирович Маслов был единственным комсомольцем, не вернувшимся с боевого задания в том районе боевых действий. Этот факт подтверждают документы из ЦАМО. В большинстве случаев местом захоронения пилота в документах ЦАМО указывали приблизительное место боя или потери самолёта. И это тоже факт. Есть, конечно, ещё один комсомолец – Алексей Павлович Анисимов, но он был сбит в другом районе и нам не подходит. Кстати, судя по документам ЦАМО, А.Анисимов был сбит в тылу наших войск, далеко от вышеуказанного места падения и, скорее всего, найден и захоронен.
Ну, а не нашли Павла Маслова до наших дней вот почему. Во-первых, разбился его самолёт в 2,5 км от Котович 6 июля 1942 года. 06.07.1942 г. по архивным документам, Котовичи уже наши, но место падения самолёта осталось под немцами. Иначе, если бы наши солдаты или местные жители обнаружили место гибели пилота, то обязательно бы данный факт отразился в документации полка, дивизии и т.д. Данную мысль подтверждает и отсутствие на мемориале в Котовичах фамилии П.Маслова. Кстати, в августе самолёт Маслова уже не числится в документах, а это тоже косвенное доказательство. Наши войска оказались на месте крушения самолёта только зимой 1943 года, но под февральским снегом место падения самолёта просто не заметили, поэтому и не обнаружили нашего «красного сокола». Это сейчас в самолётах много алюминия и всевозможного металла, а в годы ВОВ самолёты были с минимумом дорогостоящего и стратегически важного алюминия, а часть деталей, не говоря уже о хвостовой обшивке, делали и вовсе деревянными. Только при ударе о землю моторная группа, с втянутыми по инерции останками пилота, и оставалась. Не мудрено, что под снегом место падения не заметили, а специально и не искали, т.к. шли боевые действия, люди гибли в большом количестве и т.д.

 

Поиск родственников Павла Маслова
С поиском родственников П.Маслова тоже было не просто. Из документов ЦАМО мы знали, что Павел Владимирович призывался Саратовским облвоенкоматом. Туда же сообщили об исключении погибшего лётчика из списков Красной армии. Запрос в местный военкомат и телефонное общение с представителями военного комиссариата не увенчалось успехом. Попробовали найти хоть кого-то из Вольска, кто может и хочет помочь. Многие к кому мы обращались, просто посылали нас в мягкой или в грубой форме, кто-то просто игнорировал. Нашлись, впрочем, достойные люди, которые сумели помочь. В газете «Вольская жизнь» была опубликована статья, с просьбой откликнуться родственников летчика. Оказалось, что в Вольске проживает Валентина Ивановна Маслова – единственная родственница Павла Владимировича. Остальные, более молодые родственники, живут в разных городах России и Украины. Мы переслали все имеющиеся у нас материалы о Павле Маслове в редакцию газеты «Вольская жизнь». Сотрудниками газеты все документы были распечатаны и переданы В.И.Масловой. Но самое главное, что у Валентины Ивановны сохранилась в семейном альбоме фотография Павла Владимировича!

П.В. Маслов в кругу семьи

П.В. Маслов в кругу семьи

 

Фотография Павла Маслова в кругу семьи сделана в период, когда он был командирован для  получения Як-1 и воспользовался моментом заехать домой. На фото изображены его два младших брата. Старший брат Тимофей пропал без вести в конце лета 1941г.
Павел Маслов был лётчик геройский. Об этом свидетельствуют документы, подтверждающие то, как воевал с фашистами молодой пилот в свой 21 год. За доблесть и героизм Павел Владимирович Маслов был представлен к ордену «Красной Звезды».
Чтобы отдать дань памяти и уважения П.В.Маслову, на месте гибели лётчика был установлен памятный знак. Командир ПТО «Раритет» Андрей Борисович Мысливец отреставрировал лопасть самолёта Як-1 на котором летал наш герой. А ребята из поискового отряда «Александр Невский» изготовили памятную табличку и установили данную лопасть и табличку на постамент. Теперь место, где погиб Павел Владимирович Маслов, не просто воронка в лесу, а памятник, который мы сделали своими силами.

Памятник на месте падения П.В.Маслова и ребята из ПО Александр Невский

Памятник на месте падения П.В.Маслова и ребята из ПО Александр Невский

 

Но история на этом не заканчивается. На мою почту пришло письмо от Юрия Момота,  мужа племянницы Павла Маслова. В нём говорилось, что он узнал от своей тещи Валентины Масловой о нахождении места гибели Павла Маслова. Юрий Михайлович рассказал нам, что окончил Вольское ВВУТ, был зам. командующего корпуса ПВО по тылу. Поисками места гибели брата усердно и долго занимался средний брат – Федор Владимирович Маслов, который и посвятил Юрия Момота в историю поисков, показал ему фронтовые письма Павла Маслова и рассказал о брате-летчике.
Треугольные письма от Павла Маслова после смерти Федора Маслова затерялись и не дошли до нашего времени. Но в памяти Юрия Михайловича четко зафиксированы строки из писем и рассказы среднего брата погибшего летчика, который и подарил Юрию Момоту фотографию пилота, где на обороте карандашом были записаны все данные брата.
Вот эти строки. Выдержка из письма Юрия Михайловича: «Маслов Павел Владимирович родился в мае 1921г. В 1938г. окончил Вольский аэроклуб, в августе 1940 закончил Энгельское военное летное училище. Мл. лейтенант. С 22.06.1941г. воевал на И-16 в Сумской обл.(Украина). Убыл в Саратов для получения ЯК-1 и отправлен на Московское направление. Погиб 6 июля 1942г. Из письма родным техника самолета следовало, что он выполняя задание, будучи командиром звена, вышел из боевого строя, вероятнее всего получив ранение от обстрела зенитной артиллерии, и взял курс на свой аэродром. До аэродрома не долетел, предположительно потеряв сознание от полученного ранения, и вместе с самолетом рухнул на землю, не воспользовавшись парашютом. Имел на счету 4 сбитых вражеских самолета, награжден орденом «Красной Звезды» (из его писем родным)».
Юрий Михайлович прислал нам фотографию Павла Владимировича Маслова, на обороте которой была сделана данная запись.

Фотография П.В.Маслова, которую прислал Юрий Момот

Фотография П.В.Маслова, которую прислал Юрий Момот

Также Юрий Момот пишет: «Я с детства бредил авиацией ВОВ и поэтому погибший в свои 21 год (совсем мальчишкой) Павел был для меня образцом героя того времени. Я и мои дети бережно храним память о П.В.Маслове. У меня есть предчувствие того, что вы нашли именно Як-1 П.В.Маслова».
В завершении повествования хотим поблагодарить всех, кто помогал, помогает и будет помогать нам в поиске новых документов, которые помогут нам со стопроцентной уверенностью утверждать, что мы всё сделали правильно и нигде не ошиблись. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает…

Дмитрий Орлов

Автор

Дмитрий Орлов

Заместитель командира поисково-технического отряда "Раритет"

Читайте также

Похожие Записи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + тринадцать =